Для чего нужен автомобильный усилитель. Встроенный усилитель автомобильной магнитолы, не достаточно мощный, не смотря на то, что на ней красуется надпись 50х4, реальная мощность, которая называется номинальной (RMS)  у нее в пределах 15 – 20Вт на канал.  В то время когда, вся современная автомобильная акустика в среднем имеет номинальную мощность в 50Вт и выше. В системах без внешнего усилителя, невозможно раскрыть весь потенциал хорошей автомагнитолы и автомобильной акустики. Усилитель позволит, не только увеличить громкость музыки, но и увеличит порог появления искажений, возникаемый в акустике на больших громкостях,  добавит детальности, бас будет глубже и точнее. А использование автомобильного сабвуфера без внешнего усилителя не возможно, хотя нет, есть магнитолы, имеющие прямой привод сабвуфера, способные суммировать мощность двух каналов, для подключения к ним сабвуфера, только серьезно рассматривать этот вариант не стоит, не чего хорошего из этого не выйдет.

 Классификация усилителей.

Автомобильные усилители разделяются по классам. Не вдаваясь в подробности электротехники, простыми словами:

   Класс А – усилители с высоким качеством звука и маленькой мощность, используются в дорогих системах класса Hi-Fi и Hi-End. Имеет низкий КПД в пределах 20-30%.

   Класс АВ – усилители этого класса самые распространенные и востребованные, среднее качество звука, неплохая мощность. Цены на усилители класса AB, под любой карман. КПД 50%

   Класс D – усилители с цифровой обработкой сигнала, высокой мощностью и низким качеством звука. КПД усилителей класса D доходит до 95%

 КПД – коэффициент полезного действия. Чтобы понять, что означает эта величина, объясню на примере: Возьмем усилитель А-класса, при потреблении 100Вт отобранных у аккумулятора, до колонок доходит 20-30Вт мощности, вся остальная энергия идет на обогрев багажника либо салона. У усилителей класса-АВ, на выходе получится 50-60Вт и умеренное тепловыделение. Усилитель класса-D, отдает практически все, что взял и почти не греется.

 Разделение усилителей по каналам. Автомобильные усилители бывают 1,2,3,4,5,6-ти канальные.

   Одноканальный усилитель или просто МОНОБЛОК – усилители под сабвуфер. Моноблоки бывают как АВ-класса, так и D- класса, последний предпочтительней, способны работать с нозкоОмной нагрузкой в 1Ом, а также с 2 и 4-ми Омами. При подключении к моноблоку сабвуфера, с сопротивлением обмотки в 1Ом, достигается высокая мощность с минимальной нагрузкой на бортовую сеть автомобиля.

   Двухканальный усилитель – для усиления пары динамиков либо одного сабвуфера подключенного по мостовой схеме.

   3-х,5-и и 6-ти канальные усилители – мало распространенное решение, это альтернатива установки в место двух усилителей одного, позволяет сэкономить бюджет и место в автомобиле.

В место трех канального усилителя, лучше купить 4-х канальный.

Пяти канальный, предназначен для подключения 4-х динамиков и одного сабвуфера.

Шестиканальный имеет множество вариантов подключения: подключение 6-ти динамиков, 4-х динамиков и одного сабвуфера, 2-х динамиков и 2-х сабвуферов, 3-х сабвуферов. Шестиканальный усилитель это отличный  вариант для поканального усиления 3-х компонентной акустики или 2-х компонентной с сабом.

   Четырехканальный усилитель – самый распространенный вид автомобильных усилителей, предназначен для усиления четырех динамиков, двух динамиков и одного сабвуфера, двух сабвуферов.

 Мощность усилителя.

 Самый важный параметр в усилителе это, конечно же, его мощность. У производителей автомобильных усилителей сложилась такая тенденция, указывать на усилителях, бОООльшими  цифрами, суммарную пиковую мощность всех каналов, что является всего лишь рекламным трюком. Мощность, на которую следует обращать внимание при выборе усилителя, это мощность RMS. Для усилителя под динамики, сверхмощность не нужна, достаточно 50-60 ватт (RMS) на канал, высокая мощность в данном случае, снизит качество звука. Под сабвуфер, наоборот чем выше мощность тем лучше, для многоканальных усилителей смотрим значение мощности в мостовом соединении.

 Верный способ который поможет определить, действительно ли мощный усилитель, или только на бумажке. Необходимо посмотреть количество и наминал предохранителей, усилитель с указанием мощности на борту к примеру в 1KВт с одним 20-30А предохранителем, должен как минимум насторожить.

 Есть еще один интересный способ позволяющий приблизительно определить реальную мощность усилителя. Для этого нужно знать класс усилителя, посчитать наминал всех предохранителей, если он не один. Возьмем к примеру 4-х канальный усилитель Blaupunkt GTA 475, с заявленная мощность на канал 105Вт при нагрузке в 2Ом и 75Вт при 4Ом, предохранители 2х30А, и того 60А, класс усилителя АВ – КПД 50% делим на 100 = 0,5,  усилитель рассчитан на работу от 14,4 вольт.

 Считаем - 14,4*60*0,5=432Вт, это общая номинальная мощность усилителя, делим на 4 канала, получается 108Вт на канал при 2Ом-ах , 108 делим 1,5, получаем 72Вт на канал при 4Ом. Практически тоже самое мы видим в заявленных характеристиках, производителем.

 Регулировка усилителя. Для настройки усилителя под автомобильную акустику, усилители оснащают: Кроссоверами, позволяющие обрезать не нужные частоты будь то ВЧ или НЧ, регулировкой усиления НЧ, регулировкой уровня входного сигнала.

Настройка усилителя