Однажды у меня возникло желание, сделать чип-тюнинг своей десятке. Но как это сделать, на тот момент я не знал, а обращаться к кому либо, кто этим занимается, мне не хотелось, потому, что я привык все делать сам. Пару, тройку дней посветил изучению темы чип-тюнинга и методов его реализации. Для прошивки нужен k-line адаптер, его можно купить на сайте, а можно и сделать самому. Купить адаптер это долго и неинтересно, поэтому решил делать сам.

Первое и самое интересное, по крайней мере для меня, было изготовление печатной платы.

Схема печатной платы самодельного k-line адаптера

Для того чтобы сделать плату мне понадобилось: кусок платы 5/5см., лазерный принтер, утюг, медный купорос, соль и вода. У друга в гараже нашел ненужную плату заднего фонаря от ваз 2104, от нее отрезал нужного размера кусок и мелкой наждачкой с водой удалил лак с поверхности платы. Лучше конечно купить в радиомагазине, лист гетинакса или стеклотекстолита для печатной платы, только не было у меня свободного времени, чтоб съездить. При помощи программы Nero PhotoSnapViewer распечатал схему адаптера в оригинальном размере. Перед тем как печатать, нужно настроить принтер на максимальное расходование тонера.

Настройка печати платы самодельного k-line адаптера

Затем перенес рисунок на плату следующим путем, лист бумаги с рисунком опустил на пару секунд в воду, прислонил рисунком к медной стороне платы, утюгом высушил лист на плате (таким образом, тонер плавится и прилипает к плате), минут на 10-20 опустил в воду, пальцем удалил раскисшую от воды бумагу.

Для травления платы использовал самый доступный способ. На 250мл. воды, нагретые до 80 градусов, две столовые ложки поваренной соли и одну столовую ложку растолченного в ступе медного купороса. Для лучшей эффективности, можно дать раствору настояться пару дней, это ускорит время травления на пару часов. Плату травил в обычной тарелке, периодически помешивая раствор и поглядывал на плату. Процесс травления длился около 5 часов, главное было не прозевать, если передержать лишнее 10-20 минут от дорожек может и следа не остаться. Когда плата была готова, промыл под краном, просушил. На плате нужно просверлить отверстия под детали, но сделать это не так-то и просто, нужно очень мелкое в диаметре сверло, которого у меня не было и взять негде было, тем не менее, способ я быстро нашел, не такой правда эффективный, как сверло, но отверстия получились. Взял иглу от швейной машинки и заточил кончик иглы под треугольник, вставил иглу в дрель, 10 минут и все готово.

Плата будущего k-line адаптера готова, можно покупать элементы, но времени для поездки в магазин по прежнему не было, меня выручил друг. Спайка адаптера заняла максимум 20 минут. На все про все, бюджет около 300р.

Схема адаптера на двух микросхемах, max232 и мс33199.

Схема cамодельного k-line адаптера

Расположение элементов на плате, синей стрелочкой указано расположение элемента со стороны дорожек, а красными противоположная сторона.

Расположение элементов на печатной плате самодельного k-line адаптера

Прежде, навыков в травлении, пайке, расположении элементов, не было, разбирался во всем сам. Для корпуса адаптера использовал футляр, под панель автомагнитолы. Для подключения к компьютеру и разъему диагностики использовал СОМ-портовые шнуры (они же RS232).

Самодельный k-line адаптер (1)

Самодельный k-line адаптер (2)

Внешний вид самодельного k-line адаптера

Адаптер заработал с первого раза, без каких либо проблем. Только электронный блок управления двигателем (ЭБУ) подвел, оказалось, что у меня стоит Январь 4.1 с ROM-памятью, для которого нужен специальный программатор 27ХХХХ серий ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Я конечно сдался не сразу, купил электро стираемую Winbond 27c512, ПЗУ других производителей, одноразовые либо стираются при помощи ультрафиолетовой лампы. Новую прошивку в микросхему, безуспешно пытался залить с помощью, сетевой карты, видеокарты, материнской платы, путем обновления БИОСа. 27ХХХХ серий ПЗУ прошивается только программатором, проверенно!!! Все равно не зря старался, теперь диагностирую периодически. С появлением ноутбука появилась возможность диагностики авто в динамике. Так как в современных ноутбуках нет СОМ-порта, приобрел переходник СОМпорт-USB за 250р.

ВАЖНО!!! Питание для k-line адаптера, обязательно брать от бортовой сети.

Переходник СОМ порт USB

Переходник СОМпорт-USB, для подключения самодельного k-line адептера к ноутбуку через USB

Самодельный шнур K-line - диагностический разъем автомобиля.

Самодельный шнур для подключения самодельного k-line адаптера к колодке диагностики

Шнур питания адаптера от прикуривателя, позаимствовал у автомобильного телевизора.

Шнур питания самодельного k-line адаптера

Подключение автомобиля к ноутбуку.

Подключение самодельного k-line адаптера

Диагностика автомобиля.

Самодельный k-line адаптер в действии

Самодельный k-line адаптер в действии (1)

Самодельный k-line адаптер в действии (2)

Схема адаптера, рисунок печатной платы, перечень деталей, инструкция пользования СКАЧАТЬ.

Дополнительные материалы: